Учебно-научная среда "Электрофизика"

Инструментальные средства дистанционного обучения


лаба

Включение в систему методов дистанционного обучения требует дополнительного администрирования и разграничения прав доступа для различных групп зарегистрированных пользователей, которые определяются регламентом изучаемых курсов и порядком проведения лабораторных практикумов. Естественно, студенты допускаются только к своим личным архивам и методическим материалам изучаемых ими курсов. Преподаватели имеют право доступа к архивам своих студентов, методическим материалам и средствам контроля за обучаемыми в течение семестра (тесты, критерии оценки знаний, журнал успеваемости и посещаемости и т.п.).

Портал дистанционного обучения базируется на виртуальной обучающей системе Moodle, выбор которой объясняется открытостью, доступностью, гибкостью и завершенностью данного Web-приложения. На Факультете кибернетики МИФИ разработана во многом похожая на Moodle общеуниверситетская система дистанционного обучения Мифист, которая, по-видимому, будет внутренним стандартом института.

Портал дистанционного обучения предоставляет обширные Internet-возможности, такие как сотрудничество и дискуссии с другими пользователями, размещение изучаемого материала и конструирование новых курсов, возможность загрузки дополнительных компонентов по изучаемой дисциплине. Имеются развитые средства защиты от несанкционированного доступа – просмотра, а в ряде случаев и нарушения целостности таких информационных ресурсов, как тесты, критерии оценки знаний, журналы успеваемости и посещаемости и т.п. Работа различных категорий пользователей строго регламентирована, права доступа к различным ресурсам системы устанавливаются путем авторизации.

Удаленный доступ студентов и преподавателей к информационным материалам не является альтернативой традиционным аудиторным занятиям, а лишь служит дополнительным средством расширения возможностей самостоятельной работы. В то же время внедрение этой системы позволило повысить управляемость учебного процесса и степень объективности оценки знаний студентов. Текущая информация об «активности» студентов, результативности их работы, степени освоения курса, оценка знаний, затраченное время, количество посещений портала и т.п. сохраняется в базе данных в течение всего времени аудиторных занятий по соответствующему курсу.

лаба

Безусловно, каждый разработанный в среде Moodle курс требует индивидуальной проработки, оценки целесообразности выбора различных функций среды (глоссарий, ресурс, задание, форум, урок, тест и т.д.). Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, которые подсвечиваются во всех материалах данного курса и являются гиперссылками статей глоссария. Ресурсом курса может быть любой материал: текст, иллюстрация, Web-страница, аудио- или видеофайл. Для создания Web-страниц в системе имеется визуальный редактор. Задание – это результат работы студента, выполненной в виде созданного и загруженного на сервер файла любого формата. Форум используется для обсуждения учебных проблем и проведения консультаций. Урок позволяет использовать методику последовательного изучения материала.

Индивидуальность изучаемых курсов определяется тем, что одни курсы носят теоретический, лекционный характер, а другие являются практическими и лабораторными работами. Лекционные курсы содержат текстовый материал с иллюстрациями, презентации и видео-уроки и предполагают доступ к внешним Internet-ресурсам. Практические и лабораторные работы ориентированы на индивидуальное выполнение с широким доступом к теоретическим и справочным материалам, а также на общение студентов и преподавателей в форумах и чатах в режиме реального времени.